РАЗВИТИЕ ОБЩИННОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ. «Не может быть благополучной еврейской общины в неблагополучной стране»

РАЗВИТИЕ ОБЩИННОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ
«Не может быть благополучной еврейской общины в неблагополучной стране»

 
Введение
В мае 1989 года, в Риге, на первой легальной конференции еврейских организаций бывшего СССР впервые после долгого перерыва прозвучало понятие «еврейская община», которое до сих пор вызывает массу эмоциональных споров, но практически не исследуется на серьезном научном уровне. Тогда же, в Риге, прозвучали первые элементы концепции современной общины: сервисный характер общинной деятельности, равное внимание алие и «автономии», аморальность любого вида пропаганды (в пользу или против эмиграции и репатриации) и т.д. Мы наивно верили на заре «еврейского возрождения», что все в наших руках: и концепция новой общины, и реализация концепции, т.е. восстановление общинной жизни. Также наивно мы верили в то, что еврейский мир, от которого мы были оторваны 70 лет, бескорыстно и с радостью поможет нам восстановить еврейскую жизнь. За эйфорией, как это зачастую бывает, последовало разочарование. Проблема заключается не в самом факте разочарования, но в осмыслении его причин. Если мы обвиняем того, в ком разочаровались, то это тупик на пути развития. Если же мы поймем, что эйфория базировалась на чистом энтузиазме, но не на знаниях, то это может послужить нам отправной точкой для развития, для учебы, для профессионального роста.
Концепция, в свое время принятая еврейским миром по отношению к восточноевропейским евреям, оказалась несостоятельной в том числе и потому, что она никогда не согласовывалась с нами, не получала нашего одобрения. Концепция эта заключается в том, что «советские» евреи — это только потенциал для репатриации и укреплять их общины нет необходимости. До тех же пор пока все не уехали, временно остающихся ассимилированных евреев «обслужат» профессиональные структуры: Сохнут, Джойнт и другие. Прошло 10 лет, рассыпались оптимистические пророчества о поголовной репатриации, и мы остались с тем, что есть: с большой, но слабой, разрозненной и неструктурированной, но все же - общиной, обремененной массой проблем.
 
Определение понятия
Так что же такое община? Попробуем дать определение. Община – по нашему мнению –– это структура, состоящая из еврейского населения, общинных институтов и массы связей между людьми, образованных с помощью данных институтов.
Пример: сравнение двух состояний еврейского населения во времени с промежутком в 10 лет. Отличие между этими состояниями и есть восстанавливающаяся община. Ниже мы попытаемся рассмотреть составляющие части общины: еврейское население и инфраструктуру.
 
Демография
По последней переписи населения (1989 г.) в Украине проживало 486 тыс. человек, которые в момент переписи назвали себя евреями. Как правило, это были те, у кого оба родителя были евреями и кто в советском паспорте имел запись «еврей» — будем считать именно эту цифру «ядром еврейской популяции» Украины. Демографы предлагают «коэффициенты расширения» ядра 1,5–2,5. Таким образом «расширенная популяция» евреев Украины в 1989 году составляла около одного миллиона человек, что вместе с членами семей — неевреями дает для 1989 года ориентировочную цифру в 1,2–1,3 млн человек.
Рождаемость и смертность: на одно рождение – более 10 смертей (данные 1995г.), за последние 10 лет «естественная убыль» еврейского населения составила цифру более 70 тысяч человек.
Смешанные браки среди евреев Украины: мужчины — 83%(1996 год), женщины — 79%.
Средний возраст» еврейской общины Украины — 56 лет.
Субэтнически евреи Украины на 99% — «ашкеназы», имеются небольшие группы караимов (1230 — 1994 г.) и крымчаков (1000), а также бухарских (110 человек — 1.01.89 г), горских (136) и грузинских (56) евреев.
Религиозность евреев Украины не более 3% (1% посещают синагогу практически каждый день, 2% молятся дома — данные ЕНЦ) , придерживаются в той или иной небольшой форме традиции около 10% (4–14%, ЕНЦ ), принимают участие в культурных и иных общинных мероприятиях в малых городах до 80%, в больших — до 30%, причем динамика развития данных процессов положительна (ЕНЦ: 15% — члены организаций, 30% — бывают на мероприятиях, 10% –– пользуются услугами).
В конце 1995 – начале 1996 г. израильская исследовательница-социолог Надя Зингер проводила социологическое исследование «Тенденции репатриации из России и Украины» по заказу Еврейского агентства Сохнут. Было опрошено 1500 человек в Киеве, Харькове, Одессе и Львове.
В частности, согласно данному исследованию, только 13% опрошенных не принимают участия ни в каком виде еврейской деятельности.
 
Эмиграция и репатриация
Массовая эмиграция уменьшила количество евреев (с семьями) в Украине за 11лет (1989–1999) более чем на полмиллиона. Таким образом, в настоящее время в Украине проживает около 600-700 тыс. человек, которых в той или иной степени можно отнести как к потенциалу еврейской общины, так и к потенциалу эмиграции. «Ядро популяции»(1997 г.) — примерно 220 тыс. Динамичный характер демографических, миграционных и культурных процессов и отсутствие специалистов не позволяют дать более точную количественную картину.
Евреи Украины реагируют на ухудшение социально-экономической ситуации преимущественно эмиграцией, в меньшей степени — переходом из традиционной профессиональной деятельности 60-90-х годов в частный бизнес.
Основные причины ( по неоднократным опросам) стабильно высокого уровня репатриации и эмиграции евреев из Украины — социально-экономическая ситуация, воссоединение с родственниками, желание улучшить жизнь детей(в частности — Чернобыль), сложность в профессиональной самореализации, изменение среды общения.
Из более чем 500 тыс. эмигрировавших за последние 11 лет — примерно 270 тыс. — в Израиль, 130 тыс. — в США, 70 тыс. — в Германию, 60 тыс. — в другие страны.
Обратимся к результатам исследования Нади Зингер.
По отношению к общему количеству опрошенных в Украине (и России) намерены эмигрировать:
по Украине — 38% (12% — уверены, что да; 26% — думают, что да);
по России — 28% (10+18));
По данным ЕНЦ в конце 1993г. — начале 1994 гг. в Украине 50% опрошенных намеревались эмигрировать (18%+32%), из них в 1994 году планировали эмиграцию 6,5%. Это может означать, что за два года эмиграционные настроения существенно снизились (в 1,5 раза). В реальности — эмиграция из Украины: 94 г. — 58670, 96г. — 50612.
Исследование ЕНЦ показывает, что несмотря на высокие темпы эмиграции более половины опрошенных евреев считают, что средства собираемые в еврейском мире для наших общин должны идти на укрепление общины в большей степени, чем на помощь репатриации.
Из исследования Нади Зингер следует, что 62% опрошенных не намерены эмигрировать из Украины (Россия –– 72%), причем 28% уверены, что не эмигрируют, а 34% думают,что не эмигрируют.
Основные причины нежелания эмигрировать: сильная связь со страной проживания и ее культурой, неподходящий возраст, хорошая работа и опасение понижения профессионального и социального статуса.
Качественный предварительный анализ вышесказанного показывает, что при стабильном развитии эмиграционной ситуации за ближайшие 10 лет из Украины «по еврейскому каналу» эмигрируют 300-350 тыс человек, т.е. примерно 50% «расширенной популяции». Среди оставшихся «ядро популяции» будет составлять 100-120 тыс.
 
Реэмиграция
В данных Минстата Украины обращает на себя внимание возникший в последние годы и медленно возрастающий (количественно) процесс реэмиграции. За последние пять лет только по официальным данным Минстата Украины «возвратились» в Украину (из Израиля, США, Германии и России) около 10 000 евреев (с семьями), что составляет примерно 5% от количества эмигрировавших за тот же период времени. Часть реэмигрантов –– люди, получившие образование и деловые навыки в Израиле, США или Европе и желающие применить их в новых условиях в Украине. Часто такие люди являются посредниками для западных и израильских инвесторов, т.к. намного лучше их знают ситуацию в Украине, не говоря уже о знании языка, понимания ментальности и сохранившихся связях.
Так как далеко не все «возвращенцы» официально заявляют о своем новом статусе, то следует предположить, что истинные цифры реэмиграции в 2-3 раза выше.По израильским неофициальным данным за последние годы из Израиля в СНГ вернулись 30-40 тыс. репатриантов.
Обозначенный выше феномен требует специального исследования, но уже сегодня можно сделать некоторые констатации и предположения, как например:
· значительное количество израильтян по ряду причин практически постоянно проживают в разных странах, в том числе –– в странах исхода (личного или во втором поколении);
· из опыта западноевропейских еврейских общин видно, что проживающие в этих странах израильтяне, как правило, активно участвуют в общинной жизни и финансово, и лично;
· несмотря на неблагоприятные условия жизни и бизнеса Украина является в достаточной степени привлекательной страной для активных людей из разных стран, в том числе и для бывших эмигрантов;
· даже при не очень значительном улучшении ситуации в Украине мы можем через 15-20 лет столкнуться с феноменом «динамического равновесия», когда годовые потоки эмигрантов и реэмигрантов будут примерно равны по мощности;
· наряду с очевидными факторами реассимиляции, связанными с восстановлением еврейской общинной жизни, фактор активного участия со временем в общинной жизни проживающих в Украине израильтян и других реэмигрантов может помочь сохранить еврейскую общину Украины не только количественно, но и на достаточно высоком уровне активности.
 
Проблемы и потребности евреев Украины
Социальная ситуация: около половины еврейской общины (300–350 тыс.) — пенсионеры. Пенсия основной массы из данной группы — $15-20 в месяц. Многие без семей или дети находятся далеко от родителей. Часть получает денежную помощь от родственников из Израиля, США, ФРГ. Большинство пенсионеров не в состоянии оплатить (и не оплачивает) коммунальные услуги, медицинскую помощь, транспорт, обновление одежды и обуви, нормальный рацион питания.
По приблизительным оценкам 15–20% общины (120–130 тыс.) нуждается постоянно в различных видах помощи (продукты, медикаменты, уход, одежда, деньги). Самые полные списки по Украине включают около 100 тыс. человек, т.е. только около 80% нуждающихся. 10-12 тыс. пожилых людей и инвалидов нуждаются в патронажном уходе, т.к. не в состоянии сами себя обслуживать.
Особое место среди социально слабых слоев еврейского населения занимают более 50 тыс. жертв Холокоста — это более 4 тыс. бывших узников гетто и концлагерей и прятавшихся на оккупированной территории, а также люди, которые во время войны, убегая от наступающей немецкой армии, потеряли своих близких, свое жилище и имущество.
Можно также назвать жертвами Холокоста тех, кто из-за резкого изменения демографической ситуации после войны, из-за ранений, инвалидности и болезней, перенесенных и полученных во время войны, никогда не обзавелся семьей и в настоящее время является одиноким пожилым и больным человеком.
Аналогичная, но количественно небольшая группа — жертвы советских репрессий 20-х —50-х годов.
Из-за невозможности решить социальные проблемы ни самостоятельно, ни вместе с Джойнтом, еврейские общины, особенно в небольших городах, зачастую прибегают к помощи местных и зарубежных христианских организаций.
По данным известного демографа Марка Куповецкого в Украине в настоящее время проживают около 30 тыс. еврейских детей школьного возраста (через 20 лет прогнозируется — 10 тыс.).
Центру еврейского образования Украины известно, что только около 10 тыс. детей в той или иной степени обучаются в системе еврейского образования Украины.
Если попытаться кратко охарактеризовать основные проблемы еврейской общины Украины, то можно остановиться на следующих:
· недостаточность профессиональных кадров;
· практически отсутствие внутреннего финансирования;
· отсутствие серьезной координации деятельности различных организаций, включая внешние;
· слабая вовлеченность молодежи в общинную жизнь.
 
Инфраструктура общины
Более 400 в большой степени номинально существующих еврей-
ских организаций и общин весьма условно объединены в четыре структуры «крышевого» типа: Еврейская Конфедерация, Ваад , Объединение еврейских религиозных организаций и Еврейский Совет (или ОЕК) Украины и Всеукраинский Еврейский Конгресс.
В Украине в настоящее время имеется около 70 ортодоксальных и 30 реформистских общин, работают около 20 иностранных ортодоксальных раввинов (Израиль и США) и ни одного местного раввина. Наиболее значительно представлены и активны Карлинстолинские хасиды и Хабад.
Религиозные общины имеют в своем владении только около 30 синагог, остальные общины используют неприспособленные помещения или вообще не имеют помещений.
Более чем в 60 городах Украины местными общинами при поддержке Джойнта созданы основы инфраструктуры социальной защиты. К сожалению, многие из них не имеют отдельных и приспособленных для работы помещений, не хватает профессионалов –– социальных работников, оборудования и волонтеров. Чрезвычайно важным обстоятельством является также и то, что обеспечение профессионалами по общинной работе, оборудованием, книгами и т.п. происходит в значительной степени за счет зарубежных организаций. Фактически значительная часть общинно-социальной инфрастуктуры управляется непосредственно Джойнтом.
Многие руководители еврейских общин и организаций тем или иным образом работают и получают заработную плату в зарубежных еврейских организациях. Такая «практика» решает их индивидуальные финансовые проблемы, но создает проблему зависимости общинных лидеров от внешних факторов. Присутствие и деятельность раввина создает, как правило, более равновесную ситуацию в общине как в финансовом, так и в моральном плане. Раввин во многих аспектах «ближе» к общине, чем представители международных и израильских организаций, и поэтому в состоянии даже с меньшими средствами «конкурировать» с ними. Деятельность раввина непосредственно направлена на укрепление общины, на ее большую самостоятельность и в этом выгодно отличается от деятельности указанных организаций.
В Украине не удается в достаточной степени эффективно задействовать фактор использования добровольцев в системе социальной защиты. Очень часто волонтеры нуждаются в помощи не меньше, чем их подопечные.
Еврейское образование: 18 дневных и около 60 воскресных школ, 11 детских садов, 8 ешив (большей частью существующих только формально), около 150 ульпанных групп; университет, два колледжа, дистанционные формы обучения. Более 20 тыс. учащихся (половина из них –– дети и молодые люди) и более 400 учителей. Значительная часть школ не имеет своих помещений, необходимого оборудования, учебников и т.д.
Институт иудаики с его 20 программами и конференциями, Комитет сохранения еврейского наследия, система лидерских и иных семинаров, еврейская пресса (более 30 газет), Комитет по репатриации, Объединение театров и ансамблей «Кинор» — все это также элементы инфраструктуры еврейской общины.
 
Основные этапы развития общинного процесса
На наш взгляд, еврейские общественные организации сыграли значительную роль в пробуждении и первом удовлетворении интереса ассимилированных евреев Украины на первом этапе восстановления еврейской жизни. Этот этап можно обозначить по времени между 1988 и 1992 годами.
Второй этап (1992–1996) развития общинной жизни можно обозначить как период создания и развития профессиональных еврейских структур (школ, центров милосердия, прессы, научных структур). Существенную помощь на данном этапе еврейским общинам Украины оказали «внешние» факторы — межгосударственные и израильские организации — прежде всего Джойнт, посольство Израиля, религиозные организации и Сохнут.
В это же время межгосударственные и израильские организации переходят от внешней поддержки деятельности еврейских организаций Украины к созданию собственных инфраструктур, предлагая различные хорошо оплачиваемые должности многим еврейским активистам.
К настоящему времени общественные организации существенно снизили свое влияние на евреев Украины, т.к., во-первых, оказались не в состоянии «перестроиться» к новому этапу — этапу профессионализации еврейской жизни, этапу создания профессиональной инфраструктуры еврейской общины и, во-вторых, не смогли конкурировать по возможностям с внешними факторами.
И наконец, начало третьего этапа развития общинного строительства можно отнести к 1996-му году, когда крупные бизнесмены начали проявлять интерес не только к спонсированию общинных программ, но и к личному активному участию в управлении общинной жизнью. Наиболее яркие примеры: Днепропетровск, Одесса, а также создание Всеукраинского Еврейского Конгресса , Еврейского Фонда Украина и Еврейской Конфедерации Украины..
Таким образом, именно на третьем этапе развития общинного процесса завершается процесс объединения в еврейских общинах всех необходимых для нормального развития составных человеческих факторов — активистов, раввинов, еврейских профессионалов и бизнесменов.
 
Финансовый аспект деятельности общины
По ориентировочным данным, в создание, поддержку и развитие только структуры социальной помощи в еврейской общине Украины необходимо вкладывать не менее $ 50–60 млн. в год. В 1998-ом году в программы социальной помощи было вложено около $17 млн., т.е. 20% от потребности.
Основные спонсоры: «Клеймс Конференс», Джойнт, зарубежные религиозные организации («Хабад» и «Яд Исроель»), европейские еврейские организации (ЕЕК и ЕСЕО), Объединение религиозных общин Украины, Ваад Украины, местные бизнесмены.
На еврейское образование расходуется в настоящее время в Украине не более $ 5 млн. в год, потребность — не менее $ 20 млн.
Основные спонсоры: зарубежные религиозные организации («Хабад» и «Яд Исроель»), государство Израиль, Еврейское агентство Сохнут, министерство образования Украины, Джойнт, фонд Л.Пинкуса (Израиль), «Мидрешет Иерушалаим», Объединение религиозных общин и Ваад Украины.
Детские и молодежные программы: лагеря отдыха, клубы, кружки, игровые программы –– с участием 5-7 тысяч детей и подростков. Расходуется — около $ 1млн, потребность — не менее $ 3млн. Основные спонсоры — Еврейское агентство Сохнут и религиозные организации.
Мемориальные программы, содержание зданий и помещений и т.д., и т.п. –– все вместе поглощает не более $ 2 млн. в год при минимальной потребности — $ 5–6 млн.
Административные расходы зарубежных организаций по управлению вышеперечисленными программами и проектами составляют не менее $ 3–4 млн. (15-20% от объема помощи).
Таким образом минимальная потребность еврейской общины Украины в средствах составляет около $ 80–100 млн. в год, расходуется же реально $ 22–25 млн., собранных в США и в Израиле, т.е. удовлетворяется не более 25% потребности.
Примерно такая же сумма расходуется ежегодно Еврейским агентством Сохнут на подготовку к репатриации и перевозку в Израиль 20 тыс. евреев Украины, т.е. на обслуживание примерно 2,5% членов общины; таким образом, на каждого уезжающего еврейский мир тратит в 10 раз больше средств, чем на еврея, который остается в Украине и желает сохранить и развить свою национальную жизнь.
Зарубежное участие в финансировании «еврейской жизни» Украины — более 90%.«Внутренними» спонсорами еврейских общин выступают чаще всего на уровне городских программ местные бизнесмены, причем не обязательно евреи. Небольшую помощь –– менее 5%(от внутренней), оказывает государство, в основном, через муниципальные органы.
На национальном уровне общинных программ местные бизнесмены практически до последнего времени не работали.
Только около $ 2-3 млн — примерно 10% «бюджета» еврейской общины Украины покрывается за счет внутреннего фондрейзинга. Таким образом финансовый, а следовательно и общий контроль над ситуацией в еврейской общине Украины находится в руках израильских и межгосударственных еврейских, в значительной степени бюрократических, организаций, которые не заинтересованы в укреплении и развитии независимых местных еврейских общин.
Среди местных бизнесменов выделяются граждане Израиля, США и ФРГ –– бывшие жители Украины, в свое время эмигрировавшие и затем вернувшиеся для участия в развитии нового украинского бизнеса. Ознакомившись в эмиграции с цивилизованной практикой благотворительности, они несколько в большей степени, чем местные бизнесмены готовы финансово участвовать в поддержке общинных программ.
В Украине не очень активно, но все же действует около 150 совместных израильско- украинских предприятий.
В Украине в настоящее время занимается активно и довольно успешно бизнесом не менее 3 тыс. евреев, в том числе около 30 евреев-бизнесменов входят в первую сотню самых активных и состоятельных бизнесменов Украины. Тем не менее, только около 10% активно работающих евреев-бизнесменов эпизодически оказывают местным общинам небольшую помощь деньгами, продуктами, стройматериалами, рабочей силой, транспортом.
В то же время, вышеуказанные евреи-бизнесмены расходуют на нееврейскую «благотворительную» деятельность ежегодно не менее
$ 20 млн., фактически содержат целый ряд спортивных клубов, детские и медицинские государственные учреждения — часто не по своей воле, но по указанию государственных чиновников, от которых зависят конкретные условия существования частного бизнеса в Украине.
Интересный феномен — «приватизация еврейской общины» — наблюдается в некоторых городах Украины, где руководителями общин являются непосредственно бизнесмены, которые на свои средства минимально содержат общинные программы. Некоторый позитивный аспект данного феномена в значительной степени компенсируется издержками: монополизацией «власти» в общине, авторитарными методами руководства общиной, невозможностью выбрать другого руководителя и т.д.
Из 2000 сохранившихся объектов бывшей еврейской общинной собственности возвращено государством еврейским общинам не более 30. Проблема реституции общинной собственности даже предварительно не рассматривается органами власти в Украине. В то же время процесс приватизации уже затронул несколько общинных зданий на западе Украины.
Значительной проблемой в условиях недостаточного финансирования является практически полное отсутствие координации в деятельности между различными внешними факторами, между региональными представительствами внутри зарубежных организаций, а также между внешними и внутренними факторами.
В результате — обеспечение евреев Украины различными видами общинного обслуживания отличается в десять и более раз между большими и малыми городами, а также между различными районами внутри больших городов.

Выводы
• Основные отличия еврейской общины Украины от еврейских общин иных стран СНГ:
позитивные:
– совместная деятельность религиозных и светских организаций;
– подготовка к алие как часть общинной деятельности;
– наличие развивающейся профессиональной инфраструктуры;
 
негативные:
– слабость внутренних источников финансирования;
• Еврейская община Украины несмотря на неблагоприятные условия создает свою инфраструктуру и профессионализируется.
• Внешние факторы — международные и израильские организации разделили между собой «сферы влияния» в общине и посредством финансирования и иных «механизмов» пытаются сохранить контроль над ситуацией.
• Проблему самофинансирования еврейской общины Украины можно попытаться решить, инициировав, в первую очередь, фондрейзинг среди местных евреев-бизнесменов, прежде всего –– владельцев новых предприятий, вернувшихся из эмиграции в Украину.
• Т.к. местные общины намного эффективнее используют средства, чем зарубежные организации, то концентрация на первых порах внутренних средств порядка $ 4-5 млн. в год могла бы позволить еврейской общине Украины стать «конкурентоспособной» и, наряду с внешними, превратиться в существенный фактор еврейской жизни.
• Европейские еврейские структуры могут помочь, прежде всего, передачей опыта самофинансирования. Они могут также значительно «усилить» тихий голос новых еврейских общин в Европе, желающих занять свою нишу в еврейской картине Европы и мира и протестующих против патерналистского, снисходительного отношения. Они могут помочь установить прямые отношения с различными фондами.
• Неиспользованным резервом является развитие прямых связей между общинами Украины и еврейскими общинами Европы, США и Канады. Помощь может и должна осуществляться не только и не столько через бюрократические межгосударственные еврейские структуры, сколько посредством прямых связей между общинами. Это позволит как минимум вдвое увеличить эффективность каждого доллара, собранного на Западе для еврейских общин Украины.
• В значительной степени финансовые проблемы еврейской общины могут быть решены с помощью реституций бывшей еврейской общинной собственности. В связи с этим еврейскому миру следует обратить свое внимание на помощь в решении данной проблемы в Украине не в отдаленном будущем, а в самое ближайшее время.
• Для улучшения социальной ситуации в еврейской общине Украины можно использовать также часть средств из нового швейцарского фонда для жертв Катастрофы. Т.к. речь идет о небольших средствах, то очень важно, чтобы в выработке критериев оказания помощи из данного фонда и в процессах распределения и контроля активно участвовали местные общины. К сожалению, вероятность получения средств еврейскими общинами из данного фонда очень невелика, т.к. на них претендуют международные еврейские структуры, у которых лоббистские возможности на много выше, чем у наших общин.
• Координация деятельности между различными как внешними, так и внутренними экономическими факторами может позволить значительно эффективнее использовать имеющиеся средства.
 
Попытка прогноза
• Через 20–30 лет еврейская община Украины количественно стабилизируется на уровне 150–200 тыс. человек.
• По своей активности еврейская община Украины будет и в дальнейшем выделяться в Европе.
• Существенными факторами активности общины станут реэмигранты и иностранные граждане, проживающие и работающие в Украине.
• В ближайшие годы, по всей видимости, доминирующими факторами в финансировании еврейской общины Украины будут продолжать оставаться израильские государственные и межгосударственные еврейские организации.
• В то же время, даже при увеличении финансирования от внешних факторов, еврейская община Украины не сможет удовлетворять свои минимальные потребности из-за больших масштабов социально-экономических проблем.
• Местный экономический фактор будет медленно расти, но в ближайшие 5-10 лет не сможет из-за своей незначительной величины и недостаточной внутренней координации соперничать с внешними. Он мог бы их дополнить до обеспечения минимальных потребностей общины, если станет возможной координация внешних и внутренних факторов между собой, что маловероятно.
 
Заключение.
Время расставляет приоритеты в нашей деятельности. Основные средства и силы мы направляем на социальную защиту общины, затем образование и т.д. Мы не имеем, на наш взгляд, права заниматься интересными проектами, пока люди не накормлены, не обогреты.
На первый взгляд, и «картина» нашей жизни, и прогнозы выглядят пессимистично. Но за нашу долгую историю — это не первый раз, когда после погромов, на грани отчаяния мы начинаем и продолжаем восстанавливать нашу общину.
 
5 сентября 1997 г. (цифры скорректированы в 2000 году)